Nov. 15th, 2016

molfara: (малютка-мотылек)

По ощущениям это похоже на добычу биткоинов. Поначалу процесс требует минимальных ресуров и вложений, но чем больше биткоинов разработано, тем сложнее добывать новые. Цифровая шахта уходит все глубже, потребляя все больше и больше мощностей. Абсолютная ценность криптовалюты вообще держится на том, что она конечна, как бы любителям избытка это и не казалось обидным. Но я скорее про возрастающую сложность. Потому что со смыслами в жизни дела обстоят примерно так же. Сначала все это дается почти задаром. Игры с дисковым телефоном в три года (мое абсолютно первое воспоминание о себе), хвост ящерки в пять, сдача экзаменов на отлично в десять, первая смерть, первый поцелуй. К тридцати годам выработка смыслов в самом разгаре, особенно, если живешь яростно, потроша жизнь на предмет ее содержания, а значит новые смыслы даются уже гораздо труднее, изматывая добытчика... И тут мне кажется, я попала в лапы второго природного врага человека - ясности. Помните, дон Хуан называл четырех: страх, ясность, сила и понимание, которое сопряжено со старостью. Там красивая схема: ты побеждаешь предыдущего врага ради того, чтобы встретить следующего. Последнего победить нельзя, но можно оттянуть поражение. Борьба со страхом очень изнурительна, но это все мелочи по сравнению с коварностью ясности:
"...
- Нет. Тот, кто однажды преодолел страх, свободен от него до конца своих дней, потому что вместо страха приходит ясность, которая рассеивает страх. К этому времени человек знает все свои желания и знает, что с ними делать; он может открывать для себя или предпринимать новые шаги в обучении, и все его действия пронизывает острая ясность. Человек чувствует, что для него не существует тайн. И так он встречает второго врага: Ясность! Эта ясность, столь труднодостижимая, рассеивает страх, но она же и ослепляет. Она заставляет человека не сомневаться в себе. Она даёт уверенность, что он ясно видит всё насквозь. Благодаря ясности к нему приходит мужество, он не остановится ни перед чем. Но всё это заблуждение: это вроде чего-то неполного. Если человек поддастся своему мнимому могуществу, значит, он побеждён вторым врагом и будет в обучении топтаться на месте. Он будет бросаться вперёд, когда надо выжидать, или он будет выжидать, когда нельзя медлить. И так он будет топтаться, пока не выдохнется и потеряет способность научиться чему-нибудь ещё.
- Что случиться с ним после такого поражения? Он что, в результате умрёт?
- Нет, не умрёт. Просто второй враг перекрыл ему путь; и вместо человека знания он может стать отважным воином или, скажем, шутом. Однако ясность, за которую он так дорого заплатил, никогда не сменится вновь тьмой и страхом. Он будет ясно видеть до конца своих дней, но он никогда больше ничему не научится и ни к чему не будет стремиться.
- Что же делать, чтобы избежать поражения?
- То же, что и со страхом: победить ясность и пользоваться ею лишь для того, чтобы видеть и терпеливо ждать, и перед каждым новым шагом тщательно всё взвешивать; а прежде всего знать, что его ясность в сущности иллюзорна. И однажды он увидит, что ясность была лишь точкой перед глазами ("Рoint before his eyes" (англ.): здесь в значении "гипнотизирующий ориентир"). Только так он сможет одолеть своего второго природного врага и достичь положения, в котором ему уже ничто не сможет повредить. И это не будет заблуждением, всего лишь точкой перед глазами. Это будет подлинная сила..."

Я ощущаю себя хоббитом, с которым совершеннолетие случилось в тридцать, и мое БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ только-только начинается.

Page generated May. 24th, 2025 09:47 am
Powered by Dreamwidth Studios